С июня 2022 года приставы получили право самостоятельно штрафовать не только коллекторов, но и банковских сотрудников за неподобающее отношение к проблемным заемщикам. Под незаконным поведением подразумевают грубость, хамство, чрезмерную навязчивость и разглашение личной информации.
О том, за какие еще действия банкиров положены санкции и грозит ли им административная ответственность за огласку персональных данных, читайте далее.
Читайте также: Как выкупить свой долг у банка?
Закон о защите прав должников вступил в силу еще в 2017 году. Тогда были четко закреплены правила взыскания кредитов. Они не допускали по отношению к даже самым недобросовестным заемщикам:
Вместо этого полагалось договариваться с человеком и не выходить за рамки культурного общения.
Среди прочего были закреплены и другие форматы возврата задолженности. С ними можно ознакомиться в таблице:
В день | В неделю | В месяц | Время | |
Звонки | Не больше 1 раза | Не чаще 2 раз | Не больше 8 раз | С 8 до 22 часов в будни. |
С 9 до 20 – в выходные. | ||||
Сообщения | Не чаще 2 раз | Не больше 4 раз | Не чаще 16 раз | С 8 до 22 часов в будни. |
С 9 до 20 – в выходные. |
При этом проводить личные встречи разрешалось не чаще раза в неделю.
Читайте также: Что делать, если нечем платить по кредиту? Полный ликбез
Если клиент банка сталкивался с неподобающим отношением, он мог подать заявление о нарушении в соответствующие органы, после чего финансовое учреждение или его сотрудники облагались штрафами и привлекались к административной ответственности.
Однако загвоздка принятого в 2017 году закона заключалась в формулировке. Так, под статью КоАП попадали исключительно коллекторские агенты, а не банковские работники. Поэтому последние продолжали выходить за рамки приличия и нередко хамили должникам.
Ситуация решилась в 2021 году. Тогда группа чиновников инициировала внесение правок в КоАП, согласно которым к ответственности начнут привлекаться и банкиры. В скором времени изменения были приняты. А уже в июне 2022 года приставы получили полномочия самостоятельно наказывать нарушителей закона о защите прав должников.
Если же банкир или коллектор не согласен с решением государственного органа, он имеет право обратиться в суд за обжалованием.
Читайте также: Эти долги вам не простят! От чего не спасет банкротство
До принятия правок в 2021 году закон не всегда действовал должным образом. В одних случаях банкиры действительно привлекались к ответственности. Например, в 2017 году госорганы успешно оштрафовали сотрудников в Костроме на 20 тысяч рублей за нарушение установленных норм по количеству звонков. В других же – оспаривали решение суда и освобождались от санкций. Такая ситуация случилась в 2019 в Башкортостане. Тогда сотрудники финансового учреждения оказывали психологическое давление и угрожали должнику, требуя вернуть кредитные средства. Также выяснилось, что банк передавал личные данные клиента третьим лицам. Однако организация все равно успешно обжаловала решение суда.
Подобные случаи происходили как раз таки из-за расплывчатой формулировки закона КоАП. В 2021 году ситуация изменилась: все больше судебных заседаний заканчиваются в пользу должника. Например, в Ульяновске приставы оштрафовали банк на сумму 50 000 рублей за частые звонки клиентке, которая допустила просрочку.
Читайте также: Что такое долговая нагрузка и как она влияет на ваш кредитный рейтинг?
Чтобы обойти запрет на использование личной информации должника, некоторые кредиторы добавляют в контракт пункт о согласии на некий «особый порядок» информирования о просрочке. В этом случае банк или МФО де-факто освобождается от ответственности за нарушение закона. Недобросовестность такой уловки придется доказать в суде. Однако, как советуют эксперты, легче всего просто отозвать согласие на «особый порядок», уведомив при этом банк.
Кроме того, закон предоставляет возможность заемщикам отказаться от обработки персональных данных. Но здесь необходимо учесть два важных момента:
То есть формально закон запрещает передавать личные данные клиента другим лицам. В случае нарушения последуют штрафы и административная ответственность.
Читайте также: Биометрия в банке: что это и надо ли вам ее проходить?
В ближайшие годы ожидается дальнейшее улучшение ситуации с защитой прав должников. Так, планируется внести еще два важных изменения.
Первое положение касается запрета давить на родственников, соседей, коллег и прочих людей, которые хоть как-то связаны с должником. Де-факто сейчас не существует закона, который защищает именно их права. Однако в будущем государственные чиновники внесут соответствующие правки и изменят ситуацию к лучшему. Чтобы обратиться к родственникам неплательщика, коллекторам и банкирам потребуется получить их письменное согласие.
Второе изменение наложит запрет на взыскание долга юрлицами, которые не включены в государственный реестр службы судебных приставов. Это послужит дополнительной защитой граждан от нелегальных финансовых учреждений, которые могут использовать и физическое давление с целью возврата залогового кредита. Чтобы получить возможность самостоятельно взыскать долг, банк должен обратиться к приставам и добиться соответствующего разрешения.
Читайте также: 120 дней без процентов. В чем подвох популярной кредитной карты?